9 декабря 2015

besposhlini_teslaНо нулевые пошлины на ввоз электрокаров не спасают этот рынок от сокращения — за 10 месяцев 2015 года продажи упали на 36%.

Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции до конца 2015 года сохранит ввоз электромобилей в РФ по нулевой пошлине еще на один год — 2016-й. Как сообщил представитель Минэкономразвития, в середине ноября с таким предложением выступила профильная подкомиссия (упомянутой правкомиссии) по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле.

 

Поскольку у России единое таможенное пространство со странами ЕАЭС (в Евразийский союз также входят Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия), нулевая ставка сохранится на всей территории союза. Для этого решение российской правкомиссии должны одобрить на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), только после этого решение вступит в силу, сообщили в пресс-службе Минэкономразвития. В июне 2015 года о продлении нулевой таможенной пошлины Минэкономразвития просил глава компании «Renault Россия» Андрей Панков — Renault пытается внедрить в российский рынок свои электромобили Renault Kangoo Z.E. и Twizy. Пока правкомиссия не собиралась, анонимно сообщил один из ее участников. Представитель ЕЭК сообщил, что Евразийская комиссия пока ожидает решения российской правкомиссии.

 

Ввозить электрокары на территорию ЕАЭС (ранее назывался Таможенным союзом, на начало 2014-го в него входили Россия, Казахстан и Беларусь) по нулевой пошлине в 2014–2015 годах Россия просила ЕЭК еще в 2012 году, но комиссия одобрила предложения только в конце 2013-го. Так импортеры были освобождены от 19-процентной пошлины. На нередко причисляемые к электромобилям гибриды (имеющие и топливный, и электрический моторы машины) решение комиссии не распространилось — по словам источников, не распространится и сейчас.

 

Продажи электрокаров в России заметно просели (на 36,3%) за год. По данным аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев 2015 года в России было продано 100 электрокаров, в то время как за аналогичный период 2014-го — 157 штук. Похожую динамику демонстрирует и рынок обычных автомобилей: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за 10 месяцев 2015 года авторынок сократился на 33,6%, до 1 322 681 штук.

 

Продажи на авторынке из-за девальвации рубля падают, вместе с ними потребитель теряет интерес и к электрокарам, говорит директор «Автостата» Сергей Целиков.

 

— Пока рынок, как и год, и два назад, остается нишевым — электрокары вслед за курсом подорожали и остались интересны только богатым автовладельцам, готовым платить за роскошь, — поясняет Целиков. — К примеру, стоимость продающейся в России Model S американской Tesla осталась, как и была, около $100 тыс., а после девальвации в рублях машина подорожала на 40–50%. При этом Tesla по продажа всё так же лидирует, что говорит о том, что приобретение электрокара в первую очередь престижно для покупателя.

 

По данным «Автостата», с января по октябрь 2015 года Model S американской Tesla купил 51 покупатель, в то время как за тот же период 2014 года это 72 электрокара. На втором месте с 2014 года держится I-MiEV компании Mitsubishi — пока в 2015 году она успела продать 15 штук, за январь-октябрь 2014 года ушли 28 машин. Вместе с I-MiEV сдала позиции и Nissan Lief (13 машин в 2015 году, в 2014-м — 19).

 

Более чем на 50% упали продажи (пока распространяется пока только среди корпоративных клиентов) модели El Lada от «АвтоВАЗа» — с 36 автомобиля в 2014 году до 14 штук в 2015-м. За год продажи выросли только у премиальных моделей BMW i3 — с 1 до 6 штук.

 

При этом некоторые компании стараются сохранять ценник прежним, рассчитывая в обозримом будущем нарастить свою долю рынка в этом сегменте, замечает Целиков.

 

— Такой стратегии очень активно придерживается Mitsubishi, возможно, такой подход будет и у «АвтоВАЗа», но пока этого нет, — добавляет он. — В ближайшем будущем без ускоренного развития сети зарядных устройств в Москве продажи будут штучными.

 

Пока сеть заправок довольно скромная — 29 в Москве и столько же в регионах. Но власти заявляют о растущей зарядной инфраструктуре, для владельцев электрокаров зарядка на ней бесплатна. Как сообщил «Известиям» первый замгендиректора ПАО «Россети» (компания занимается развитием в России сети зарядной инфраструктуры) Роман Бердников, до 2018 года компания планирует поставить 1 тыс. зарядных станций в Москве и других городах. Кроме того, по мнению Бердникова, на рынок повлияет и принятое правительством в конце августа решение о разрешении на оборудование АЗС электрозаправочными колонками.

 

— Решение о продлении нулевых пошлин, безусловно, позволит рынку дальше развиваться в том направлении, в котором мы движемся сейчас. А если государство в стимулировании рынка пойдет на следующий шаг и разрешит владельцам электромобилей выезжать на полосы для общественного транспорта, то это тоже станет одним из мощных мотиваторов покупки электромобиля и мы сразу же увидим взрывную динамику роста спроса на электромобили, — считает топ-менеджер «Россетей».

 

Помимо этого, рост продаж тормозит и неоправданно высокий транспортный налог на электрокары, замечает автоэксперт и главред журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский.

 

— У автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и у гибридов, и по электрокарам налог платится исходя из мощности мотора. В итоге получается, что у Tesla, к примеру, с мощностью двигателя в районе 420 л.с. это где-то 63–64 тыс. рублей в год, — считает эксперт.

 

Пока такие машины могут позволить себе только очень состоятельные люди, тоже признает Бердников. Второй вектор развития — это корпоративные парки: компании привлекает, в частности, имиджевая экологическая составляющая. Среди корпоративных клиентов распространяется и El Lada (стоит свыше 1 млн рублей, рассказали «Известиям» несколько корпоративных клиентов фирмы); частным клиентам «АвтоВАЗ» ее не продает. При этом стоимость El Lada тоже сильно привязана к курсу рубля, утверждает Подорожанский. По его мнению, государство не станет отменять ввозную пошлину для поддержки «АвтоВАЗа».

 

— Хотя российский электрокар по характеристикам вполне сравним с зарубежными аналогами в своей ценовой категории, он остается зависим от валютного курса — многие детали в нем импортного производства. «АвтоВАЗ» теоретически сможет нарастить долю рынка лишь за счет большей сети, чем у конкурентов, сервисных салонов, способных взяться за электрокар (они имеются только у Mitsubishi, у Tesla в России официального дилера нет), а также развития зарядной инфраструктуры, — считает эксперт.

 

В пресс-службе «АвтоВАЗа» на запрос не ответили.

 

Как замечает Целиков из «Автостата», о сложившемся рынке таких машин можно будет говорить только тогда, когда в России будет продаваться «как минимум тысяча электромобилей в год».