12 июня 2015

renault«Рено Россия» подбила расходы на собственную таможенную службу.

 

В 2007 году руководство тогда еще ОАО «Автофрамос» пригласило на работу Юрия Киселева и поставило перед ним задачу организовать на предприятии департамент таможни, который занимался бы в том числе самостоятельным таможенным оформлением. Эта задача была выполнена. Как именно, нынешний глава таможенного департамента ЗАО «Рено Россия» Юрий Киселев рассказал на конференции РБК «Таможня 2015: эффективное взаимодействие с бизнесом».

  

Нужные люди

 

«Какие специалисты нужны предприятию, чтобы самим заниматься таможенным оформлением? Очевидно, что это, во-первых, декларант, во-вторых, координатор по таможенным операциям, то есть человек, который готовит все необходимые документы декларанту, добывая их в недрах компании – или в центральном офисе, или в филиалах. Помимо них, если товары прибывают прямо на предприятие, а не на чужой СВХ, нужен координатор паркинга, то есть человек, который все разруливает на месте – водит водителей за ручку, например, в таможню, забирает документы, отдает их, делает приоритизацию: у нас ведь конвейер, поэтому надо учитывать приоритеты завода – что необходимо в первую очередь, а что в последнюю. В старые добрые времена у нас было пятьдесят машин в день.

 

Итого требуются минимум три специалиста, каждому из которых необходимо рабочее место.

 

Кроме них, естественно, есть некий менеджер по таможне, вроде меня, но мы его не считаем, потому что такой специалист существует в любой крупной компании, в деятельности которой есть таможенная функция».

 

А есть ли смысл?

 

Каков же минимальный объем декларирования для экономической целесообразности полного или, в случае с «Рено Россия», частичного отказа от услуг таможенного представителя?

 

Вот примерные расчеты Юрия Киселева:

 

1 000 000 рублей – средняя стоимость специалиста, любого из координаторов или декларанта. В эту сумму включены зарплата, налоги и рабочее место.

 

200 евро – стоимость оформления одного транспортного средства по многокодовой декларации (от 15 кодов) у таможенного представителя, начиная с определенных объемов. Совсем недавно это равнялось 11 тысячам рублей. Исходя из этого курса, и были сделаны расчеты.

 

3 000 000 рублей – расходы на содержание минимального собственного штата специалистов по таможенному оформлению при возможности доставки грузов на территорию компании. Делим эту сумму на ставку таможенного представителя (11 тысяч) и получаем 273 транспортных средства в год или 23 в месяц – таков минимальный объем, при котором расходы на таможенного представителя сравняются с расходами на содержание собственного минимального штата специалистов по таможенному оформлению. Если объем прибывающих грузов меньше, содержать собственный таможенный департамент невыгодно.

 

Однако не все компании имеют право принимать транспортные средства на своей территории. Если автомобили с грузами приходят на внешний, чужой СВХ, то координатор паркинга не нужен, востребованными остаются только двое специалистов – декларант и координатор по таможенным операциям.

 

В таком случае 2 000 000 рублей – расходы на содержание минимального собственного штата специалистов по таможенному оформлению при использовании чужого СВХ.

 

6 000 рублей – стоимость услуг таможенного представителя без декларирования. Делим 2 миллиона на 6 тысяч и выясняется, что 333 транспортных средства в год или 28 в месяц – минимальный объем, при котором расходы на таможенного представителя сравняются с расходами на содержание собственного минимального штата специалистов по таможенному оформлению в случае доставки грузов на чужой СВХ. Объем прибывающих грузов, при котором содержать собственный таможенный департамент не выгодно, еще более увеличился.

 

По мнению Киселева, для обеспечения взаимозаменяемости и бесперебойной работы таможенного департамента компании необходимо иметь не по одному, а по два сотрудника каждой специальности, то есть нужны не трое специалистов, а шестеро. Следовательно, практически обоснованный объем доставки грузов для создания внутреннего таможенного департамента компании тоже увеличивается вдвое – безубыточность работы такой службы наступает при объеме более пятидесяти транспортных средств в месяц. Однако безубыточность сама по себе имеет мало смысла – брокер берет на себя часть рисков, снимает часть головной боли и т.д.

 

Реальный смысл и ощутимая экономия появляются при объеме оформления примерно 100 транспортных средств в месяц или 1200 в год.

 

Какой же получится экономия при таких объемах?

 

6 000 000 рублей – такова годовая зарплата шести сотрудников внутренней таможенной службы, если возможна доставка на территорию компании. 13 200 000 рублей – годовые затраты на услуги таможенного представителя при объеме 1200 транспортных средств. 7 200 000 рублей – экономия компании. При таких объемах экономическая целесообразность содержания указанного штата собственных специалистов налицо. Если используется чужой СВХ, экономия будет меньше, но тоже приличной. 5 000 рублей – до такого значения возможно снизить ставку таможенного представителя без услуги декларирования при объеме 1200 транспортных средств в год. 4 000 000 рублей – такой будет годовая зарплата четырех сотрудников внутренней таможенной службы. Координаторы паркинга вновь становятся не нужны. 6 000 000 рублей – примерно столько заплатит компания таможенному брокеру за год при условии, что доставка будет происходить на чужой СВХ. 2 000 000 рублей – экономия компании.

 

Каждый день, как первый

 

«Я делю свой департамент на два подразделения. Первое – таможенные проекты. Любой ввоз чего бы то ни было начинается с того, что это происходит впервые и вновь. Значит, в моем распоряжении должны быть люди, которые поймут условия поставки. Проекты возникают постоянно: выходит новая модель, для нее ввозится новое оборудование, ввозятся прототипные детали, на которых это оборудование отлаживается, могут появляться новые поставщики оборудования. Каждый новый поставщик оборудования – это новый проект, даже смена сотрудников в компаниях-поставщиках приводит к большим изменениям в работе. Потом, когда поставка становится на поток, она передается в операционное подразделение. Там идет обычная, повседневная работа декларантов и координаторов. Декларанты могут и не знать иностранных языков, им это не надо, а вот координаторы без языков жить не могут, потому что может возникнуть необходимость переписки и других контактов с любой страной мира».

 

5 деклараций за смену оформляет внутренний таможенный департамент ЗАО «Рено Россия» в настоящее время.

10 часов – рабочая смена в таможенном департаменте.

32 сотрудника – штат департамента.

 

Грузите запчасти чемоданами

 

«Основной поток импортных грузов для ЗАО «Рено Россия» – товары для промышленного производства, для сборки автомобилей, комплектующие, так называемые внепроизводственные продукты (спецодежда и прочее). Есть срочные авиапоставки, когда автомобильный транспорт не успевает поставить какие-то детали. Эти детали порой летят по воздуху даже в чемоданах пассажиров: когда мы работали на полную мощность, у нас было несколько таких пассажиров в неделю, потому что карго дольше».

 

1 день – скорость доставки груза в чемодане частного лица

2 дня – скорость доставки груза через Шереметьево-Карго

3 дня – скорость доставки груза срочным грузовиком из Румынии

 

Хотите «Бентли»? Заработайте!

 

«Для меня самое важное в работе с таможенным представителем – не обеспечить ему покупку «Бентли» или огромной, во всю стену жидкокристаллической панели за наш счет, а добиться того, чтобы люди моментально организовывали офис в той точке страны, где нам надо, и качественно осуществляли поддерживающие операции…»

 

1 поставка в месяц осуществляется через таможенного представителя в Шереметьевской таможне в настоящее время в связи с кризисом.

 

«Лего» для взрослого человека

 

«Мне кажется, что у нас сейчас построена достаточно эффективная таможенная служба, и два кризиса пошли нам на пользу: мы стали лучше понимать, как все должно работать. Для меня сейчас смысл созданной структуры – в адаптации к подъемам и спадам, в создании эффективных модулей, которые при необходимости можно собрать или разобрать. Сейчас мы их собрали, чтобы не увольнять людей – мы начали самостоятельно декларировать импортные автомобили, чтобы загрузить персонал и сократить расходы на таможенного представителя, внепроизводственные продукты, оборудование, ну, и, естественно, экспорт мы тоже делаем сами. Более того, мы сейчас будем получать лицензию таможенного представителя не с тем, чтобы составить конкуренцию другим брокерам, а для того, чтобы помочь нашим локальным поставщикам и дать им более выгодные для них предложения по ставкам на оформление».

 

4 человека сокращены в таможенной службе ЗАО «Рено Россия» в связи с кризисом.