18 июня 2014

kazahstanВ настоящее время Казахстан является неотъемлемой частью Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Такое положение дел подразумевает единые правила и механизмы проведения госзакупок, что, конечно же, способствует увеличению товарооборота в связи с большим доступом на рынок госзаказов данных стран. В данной связи рассмотрим механизмы проведения госзакупок в Казахстане в разрезе недавно вступившего в силу нового законодательства о госзакупках.

В настоящее время Казахстан является неотъемлемой частью Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Такое положение дел подразумевает единые правила и механизмы проведения госзакупок, что, конечно же, способствует увеличению товарооборота в связи с большим доступом на рынок госзаказов данных стран. В данной связи рассмотрим механизмы проведения госзакупок в Казахстане в разрезе недавно вступившего в силу нового законодательства о госзакупках, а также уделим особое внимание вопросам участия белорусских компаний в таких госзакупках.

 

Электронная торговая площадка

 

Единый Веб-портал государственных закупок Республики Казахстан — goszakup.gov.kz. Данный сайт предоставляет единую точку доступа к элек-тронным услугам в сфере государственных закупок Республики Казахстан и позволяет осуществлять участие в государственных закупках с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

На сайте представлена полноценная информационная поддержка для любой компании, желающей принять участие в закупках. Данная поддержка включает в себя инструкции по работе в системе, инструкции по использованию ЭЦП, ответы на часто задаваемые вопросы, разъяснения по закупкам, а также техническую поддержку в on-line режиме.

Возможности сайта постоянно увеличиваются и своевременно обновляются согласно вводимым нормам законодательства. Недавним таким изменением стал доступ Поставщика к функционалу ресурса по получению и добавлению в заявку на участие электронных лицензий и электронных разрешительных документов, имеющихся в информационной системе «Государственная база данных «Е-лицензирование». При этом Организаторы при создании конкурса/аукциона могут использовать функционал для выбора видов лицензий и разрешительных документов, необходимых для участия в закупке.

Наиболее интересной может также стать возможность формирования «Аналитического отчета по мониторингу закупочных цен». Данный отчет позволяет для определенного наименования закупаемой продукции предоставить данные по закупленному количеству, плановой цене, а также мини-мальной фактической цене, средней фактической цене и максимальной фак-тической цене за единицу. Данные могут предоставляться поквартально, а также в разрезе регионов.

Так, например, по обработанным данным закупок субъектов государ-ственных закупок в 2014 г. по позиции «Ручка пластиковая гелевая (код 22.29.25.00.00.00.20.10.1)» отчет формирует следующие данные:

— Минимальная фактическая цена за единицу, тенге — 28.8;

— Средняя фактическая цена за единицу, тенге — 95.06;

— Максимальная фактическая цена за единицу, тенге – 430.08.

Довольно интересный инструмент!

 

Законодательство

 

С 29 января 2014 года в Республике Казахстан введено в действие новое законодательство в области государственных закупок — Закон Республики Казахстан № 161-V от 14.01.2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» (далее – Закон).

Данный Закон внес значительные коррективы в механизмы проведения закупок, наиболее интересные из которых мы коротко далее и рассмотрим.

Первым изменением стало исключение понятия «местного содержания» и поддержки отечественного производителя. Если ранее участник получал условную скидку в размере 0,1 % от стоимости товара за каждый 1% Казахстанского содержания, что эквивалентно 10% такой условной скидки для полноценных отечественных участников закупок, то сейчас все участники находятся в равных условиях. Данные изменения были внесены согласно имеющимся договоренностям по отмене любых льгот и введению равных условий для поставщиков и производителей стран-участниц Таможенного союза.

Для белорусских компаний это означает равные условия с компаниями Казахстана, что повышает их ценовую конкурентоспособность.

Однако в Казахстане действует Постановление Правительства РК № 1353 от 29.12.2007 г. «Об определении мер государственной поддержки категорий отечественных потенциальных поставщиков», предусматривающее закупки только среди отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков работ, услуг приведенной в данном документе номенклатуры товаров (работ, услуг). При этом такие закупки на веб-портале идут с соответствующим уточнением.

Следующим изменением является введение возможности заключения электронного договора при проведении госзакупок. Использование элек-тронного договора не является обязательным, по крайней мере в 2014 году, однако в дальнейшем, при стабильной работе такого механизма, будет рассмотрен вопрос об обязательности заключения электронных договоров. При этом согласование и хранение такого электронного договора будет осуществляться на официальном Веб-портале государственных закупок Республики Казахстан.

Такая мера будет способствовать унификации процесса заключения договора, пройдя однажды который любая белорусская компания в дальнейшем не будет испытывать значительных сложностей.

Еще одним нововведением стало увеличение срока предъявления иска в суд о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок до 30 календарных дней. Если ранее данный срок составлял 10 дней, что в значительной части случаев не было достаточным сроком для предъявления иска, и многие поставщики нарушали свои обязательства и не были наказаны согласно законодательству, то в настоящее время данный срок является достаточным, что является хорошим стимулом всем поставщикам, в т. ч. и из Беларуси, выполнять все свои обязательства вовремя.

Законом предусмотрена также обязательная закупка 15% товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего бизнеса, что открывает большие возможности малому и среднему бизнесу Беларуси.

Также введен термин «Лучшая техническая спецификация» — техническая спецификация, содержащая описание закупаемых товаров (услуг), необходимых для заказчика, которые по своим характеристикам превосходят технические и качественные характеристики, заявленные заказчиком.

Лучшая техническая спецификация определяется Заказчиком при проведении конкурса на основании оценки функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик предлагаемых товаров, услуг и указывается в протоколе о допуске к участию в конкурсе.

При осуществлении государственных закупок товаров и услуг потенциальный поставщик, допущенный к участию в конкурсе (признанный участником конкурса), не позднее трех рабочих дней с момента опубликования протокола о допуске к участию в конкурсе представляет на веб-портал государственных закупок конкурсное ценовое предложение к одной из технических спецификаций, предусмотренной в протоколе предварительного допуска.

Потенциальный поставщик, допущенный к участию в конкурсе (признанный участником конкурса), техническая спецификация которого не определена лучшей, вправе не представлять конкурсное ценовое предложение.

В установленный протоколом о допуске к участию в конкурсе день и время веб-порталом государственных закупок производится автоматическая оценка не отклоненных конкурсных ценовых предложений посредством применения к ним соответствующего относительного значения критериев, указанных в протоколе о допуске к участию в конкурсе, и рассчитывается условная цена каждого участника конкурса.

Веб-портал государственных закупок автоматически сопоставляет условные цены участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей условной цены.

Таким образом, до подачи ценовой части предложения производится оценка квалификационных данных участников, после чего формируется протокол о допуске к участию в конкурсе с указанием технических спецификаций, и участники предоставляют ценовую часть.

Полный перечень используемых процедур закупок доступен для ознакомления непосредственно в Законе, а также в соответствующих инструкциях на едином Веб-портале государственных закупок Казахстана.

 

Электронная цифровая подпись

 

Одним из главных атрибутов участия в закупках в электронной форме является электронная цифровая подпись. В настоящее время единым центром по аутентификации и выдаче электронной цифровой подписи для физических и юридических лиц является Национальный удостоверяющий центр Республики Казахстан (http://pki.gov.kz). Данный центр производит выдачу ЭЦП как для резидентов Казахстана, так и для нерезидентов.

Полный порядок выдачи ЭЦП для нерезидентов доступен в соответ-ствующем разделе сайта. А наиболее важным вопросом для компаний из Беларуси является возможность использования белорусских ЭЦП при участии в госзакупках Казахстана.

Основным документом по данному вопросу в настоящее время является Решение Коллегии ЕЭК от 17 декабря 2013 г. № 302 «Об утверждении плана мероприятий по вопросу взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства – члена Таможенного союза и Единого экономического пространства (Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации), другим государством – членом Таможенного союза и Единого экономического пространства (Республикой Беларусь, Республикой Казахстан или Российской Федерацией) в целях исполнения Соглашения о государственных (му-ниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года». Данное решение принято во исполнение Решения Совета ЕЭК от 24 августа 2012 г. № 70 о взаимном признании электронной цифровой подписи государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Согласно данному документу государства – члены Таможенного союза и Единого экономического пространства должны были в феврале 2014 г. произвести доработку и тестирование программного обеспечения электронных торговых площадок на возможность работы с ЭЦП иных стран.

Как пояснили специалисты Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан, согласно данному документу необходимая техническая интеграция со стороны Республики Казахстан была произведена в полном объеме. При этом было произведено тестирование использования ЭЦП Беларуси и России на площадке госзакупок Казахстана и была произведена отладка данного процесса.

Со стороны Республики Беларусь в Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен пояснили, что данная работа ведется, но в настоящее время она не завершена.

Хотя данный процесс затягивается, он однозначно приведет еще к большей доступности рынка госзаказов Казахстана для компаний из Беларуси. После завершения всех доработок и тестирования мы получим возможность использовать белорусские ЭЦП при участии в госзакупках как Республики Казахстан, так и Российской Федерации. При этом данное нововведение позволит как сэкономить время, которое было бы потрачено на получение ЭЦП Казахстана, так и приведет к еще большей унификации процесса электронного документооборота.

 

Рынки госзаказов Республики Казахстан и Российской Федерации становятся доступными, как никогда ранее. И это нужно начать использовать с самого начала, т. к. в эпоху глобальной конкуренции со временем на данные рынки будут приходить все больше поставщиков стран-нерезидентов и отличным стратегическим решением белорусских компаний будет решение найти свою нишу на рынках данных стран, пока они еще не были заняты конкурентами.