Оценка деятельности поставщиков продукции
Стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов сотрудничества на базе выработки отдельных показателей деятельности поставщика.Стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов сотрудничества на базе выработки отдельных показателей деятельности поставщика. Основные требования к поставщикам могут быть разработаны собственным отделом по логистике фирмы. Можно воспользоваться услугами внешних консультационных фирм.
Каждая фирма вольна устанавливать свои критерии оценки поставщиков исходя из собственных соображений и принятой стратегии деятельности. Вместе с тем существуют некоторые общие основные требования к поставщикам:
Все эти требования к поставщикам могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка. Однако есть обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков:
Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а в конечном счете, — рентабельность и репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм или фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. Опыт показывает, что смена поставщика – процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или поставщик оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору нового поставщика. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому поставщику следует сразу предъявлять повышенные требования. Считается, что лишиться поставщика легко, труднее найти нового. Выбор поставщика может проводиться на конкурсной основе. Критериями отбора претендентов могут выступать показатели: ценностной значимости поставок в сопоставлении с их стоимостью; регулярности поставок и их качество. Использование в качестве независимого критерия «цены поставщика» не рекомендуется, поскольку низкая цена – это, как правило, низкое качество. Выбор поставщика зависит от множества факторов, основным из которых является его конкурентоспособность. Значительное влияние на конкурентоспособность поставщика оказывает качество поставляемой им продукции. Цена занимает важное место в обеспечении конкурентоспособности продукции. Она является основным показателем, в котором отражаются все затраты поставщика и эффективность его работы. Существует определенная взаимосвязь между ценой и уровнем конкурентоспособности поставщика. Во-первых, чем сильнее конкуренция между поставщиками, тем ниже цена поставляемой ими продукции. Во-вторых, чем конкурентоспособнее поставщик, тем больше вероятность того, что он сможет продать свою продукцию потребителю по той цене, которая его устраивает. Цена поставщика является затратами для предприятия-потребителя. Поэтому наиболее выгодным поставщиком будет тот, у которого цена за поставляемые по кооперации изделия будет наименьшей. Удельный вес стоимости товарной продукции, поставляемой предприятием-поставщиком, в общей стоимости товарной продукции, поставляемой предприятиями-поставщиками, характеризует коэффициент участия поставщика в кооперированных поставках:
n где n – количество видов продукции, поставляемой поставщиком;
Уровень качества оценивается с помощью коэффициента качества продукции поставщика:
Кк = 1 – 0,03В – 0,06Б – 0,01Р где В – возврат продукции из ОТК, % от фактического объема поставок;
Для оценки ритмичности поставщика используют коэффициент ритмичности:
Кр = Пф / Пn Пф, Пn – фактическая (без перевыполнения плановых заданий) и плановая поставка продукции поставщика в натуральных единицах. Коэффициент конкурентоспособности поставщика определяется с точки зрения предприятия-потребителя. При определении коэффициента конкурентоспособности следует исходить из того, что существенным фактором, влияющим на уровень цены поставщика, являются цены конкурентов на аналогичную продукцию. Их минимальный уровень является отправной точкой при определении цены продукции данного поставщика.
Коэффициент конкурентоспособности поставщика определяется по каждому виду поставляемой им продукции:
Кij = [(Цнi + Трнi) / (Ккнi * Крнi)] / [(Цij + Трij) / (Ккij * Крij)] Цнi – нормативная (минимальная) цена единицы продукции i-го вида, тыс. р.;
Далее определяется средний коэффициент конкурентоспособности j-го поставщика:
n n где n – количество видов продукции; Чтобы определить, какой же поставщик больше всего подходит предприятию, мало анализа только рассчитанных коэффициентов, ведь каждый из них имеет разное значение для предприятия. Менеджер по логистике должен проанализировать рассчитанные коэффициенты с учетом их веса. Сумма весов коэффициентов равна 1. Оценка поставщиков продукции
|