Без «ЭРА-ГЛОНАСС» в Россию въехать не получится

Home / Новости / Таможня и ВЭД / Без «ЭРА-ГЛОНАСС» в Россию въехать не получится

23.01.2017

C начала нынешнего года в России оказался под запретом ввоз поддержанного легкового автотранспорта. Причиной подобной ситуации стал существующий в стране закон о мерах безопасности на дорогах, требующий оснащение всех новых автомобилей системами безопасности «ЭРА-ГЛОНАСС». Аналогичные требования применяются также к другим членам Таможенного Союза: Белоруссии и Казахстану.

В рамках структур ВТО Россия взяла на себя обязательства в период до 2019-го года постепенно снижать величину таможенных пошлин на импортируемые автомобили. В результате экспертами прогнозировался значительный прирост объемов ввоза в страну импортных авто с вторичного рынка, как это было в первой половине 2000-х годов. Новая мера должна стать эффективным барьером на пути следования иномарок в Россию.

С учетом того, что люди не были предупреждены о подобном нововведении, на таможенных постах творится нечто невообразимое. Как сообщили эксперты «Клубу Логистов», в существующем техническом регламенте прописано, что новые правила оснащения системой «ЭРА-ГЛОНАСС» распространяются на новые автомобили, выпущенные после 1-го января 2017-го года. О том, что норму распространят и на поддержанные авто, никто не предполагал.

Если в Минпромторге ничего конкретного по данному вопросу рассказать не смогли, то представители Таможенной службы раскрыли основные детали нововведения. С этого года в ПТС в обязательном порядке отражаются сведения об устройстве вызова экстренных служб, используемом на автомобиле. Вносятся эти данные в графу «Особые отметки». Данное требование касается любого легкового транспорта, получающего в России ПТС, в том числе поддержанного.

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства выступает одним из документов, необходимых, чтобы провести таможенную очистку автомобиля. Его же можно получить только при наличии установленной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». В таможне отмечают, что для ввоза автомобилей, имеющих свидетельства, выданные до Нового года, никаких ограничений по ввозу нет, остальные авто без системы вызова экстренных служб в нашу страну не попадут.

«Клубу Логистов» удалось узнать, что в Казахстане в рамках выполнения общих договоренностей закрыли доступ на местный автомобильный рынок ввозимых из-за рубежа легковых автотранспортных средств, не имеющих оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС».

В Казавтопроме отмечают, что сегодня физические лица практически лишились возможности ввоза автомобилей б/у. Существующие правила предусматривают возможность пересечения границ государства машинами без установленной системы связи с экстренными службами, но для этого требуется за свой счет провести два краш-теста автомобиля для проверки его безопасности. Естественно, что желающих разбить собственную покупку не найдется.

Если вернуться к профильному техническому регламенту, принятому на всей территории Таможенного союза, то в нем прописана необходимость наличия на грузовом и легковом транспорте, впервые попадающее в обращение, системам вызова в аварийных ситуациях экстренных служб. Никаких указаний, на новые автомобили в документе не делается. Фактически любая иномарка, попадающая в Таможенный союз, впервые оказывается в обороте вне зависимости от ее возраста.

Теоретически можно оснастить «ЭРА-ГЛОНАСС» и поддержанное транспортное средство, благо его стоимость составляет 19 тысяч рублей, и доступна любому покупателю, но проблему этим не решить. Выдача сертификата будет возможна только после того, как автомобиль пройдет краш-тесты, в результате которых подтвердит, что система работает штатно, и выполняет свои обязанности по организации связи со спасателями и «Скорой помощью». В общей сложности затратить на получение документа придется около 40 миллионов рублей, плюс к этому стоимость минимум двух автомобилей, разбитых во время тестовых испытаний. Не сложно понять, что при таких условиях ввоз превращается в утопию.

Между тем эксперты отмечают, что в целом по рынку заметных изменений в связи с последними новшествами нее произойдет. Отечественный вторичный рынок практически полностью формируется за счет автотранспорта, производимого на территории страны, или новых иномарок, поступающих в Россию через официальные дилерские центры. Например, по итогам 2015-го года границы РФ пересекло всего чуть более 7 тысяч поддержанных автомобилей иностранного производства.

Специалисты признают, что с 2012-го года доля импорта автомобилей б/у упала практически до нуля. Высокие пошлины и утилизационный сбор лишили ввоз поддержанных авто какой-либо финансовой выгоды. Тем не менее, статистика показывает, что пусть объемы и минимальные, но в последние годы импорт стабильно демонстрировал прирост. Объясняется это в первую очередь снижением ставок растаможки в рамках обязательств перед ВТО.

По прогнозам уже в 2019-м году ставки пошлины должны снизиться до 12,5% таможенной стоимости, против 23-25% в настоящее время. Снижается и величина оплаты за каждый кубический сантиметр с объема двигателя. В таких условиях вернулась бы коммерческая выгода ввоза иномарок, что гарантировано стало бы причиной резкого увеличения объемов.

В таких условиях «ЭРА-ГЛОНАСС» выступает в качестве эффективного инструмента защиты российского производства от наплыва дешевых иномарок, приобретаемых за границей на вторичных рынках.

Пострадают от новшества и некоторые новые модели. В основном речь идет об импортируемых в небольших объемах дорогостоящих или не популярных авто заокеанского происхождения, например, Ford Mustang, Dodge RAM, Toyota Sienna. Все они продаются в единичных экземплярах, и ради российского рынка на них устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС» никто не планирует.

Стоит отметить, что старые автомобили, имеющие возраст более 30 лет, и находящиеся в оригинальном состоянии, не попадают под действия технического регламента, и рассматриваются в качестве раритетных. На них ограничения не распространяются.