Белорусские грузоперевозчики берут ориентир на Казахстан
Из-за нехватки российских квот белорусские автоперевозчики вынуждены осваивать маршруты в среднеазиатский и кавказский регионы.Из-за нехватки российских квот белорусские автоперевозчики вынуждены осваивать маршруты в среднеазиатский и кавказский регионы. Белорусские транспортники несут убытки в связи с действием разрешительной системы автомобильной перевозки грузов из третьих стран в страны Таможенного союза. Астана и Минск в апреле 2013 года подписали протокол межправительственного соглашения о введении безразрешительной системы автоперевозок в двустороннем и транзитном сообщении. Однако ключевая цель белорусов – снятие ограничений на перевозки грузов в/из третьих стран в отношениях с таможенными партнерами – по-прежнему далека. Как рассказывают представители Министерства транспорта РБ, Россия и Казахстан «к этому вопросу довольно ревностно относятся» и на переговорах в ЕЭК «всячески стараются дату окончательной либерализации оттянуть». Так, по версии АСМАП (российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков), окончательная либерализация в транспортной сфере наступит не раньше 2020 года. Как известно, на майском форуме деловых людей ЕЭП в Минске российский премьер-министр Дмитрий Медведев провозгласил отказ от всяческих экономических барьеров в отношениях трех стран с момента пуска Евразийского экономического союза. В БАМЭ (Белорусской ассоциации международных экспедиторов и логистов) это восприняли как обещание отменить разрешительную систему грузоперевозок не позднее 1 января 2015 года. Но в то же время там отмечают, что на уровне ниже премьерского настроения российских партнеров прежние. По мнению белорусских транспортников, в России идет борьба между «двумя политическими кланами – АСМАПа и Минтранса», и в случае отмены разрешительной системы это будет означать победу второго «клана». Пока же белорусские транспортники страдают от недостатка российских квот и невозможности осуществлять каботажные перевозки. «Если в нашу сторону едет француз или испанец, то он может загрузиться до Польши, а мы почему-то из Екатеринбурга до Смоленска загрузиться не можем, – жалуются белорусские предприниматели. – То есть можем, но это будет нарушение, за которое полагается штраф 500 тыс. российских рублей». Отдельные претензии белорусов – к двусторонним договоренностям России с Польшей и Литвой об обмене квотами по потребности. На фоне нерешенных проблем внутри ЕЭП открытие Москвой рынка странам ЕС вызывает особое раздражение белорусской стороны. «У поляков порядка 200 тыс. автомобилей, а у белорусов – 10-12 тыс. Можете себе представить? – возмущается председатель правления ООО «Группа «ВИТ-Юнион» Вячеслав Довнар. – Россия не допускает нас на свой рынок, а Польше – добро пожаловать. Для нас сегодня это трагедия. Единственный выход у перевозчиков – идти на дальние расстояния, в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан». Причем на дальние страны надежды тоже мало: уже в марте-апреле разрешения от некоторых стран на 2013 год иссякли. Ситуация усугубляется общими негативными тенденциями на рынке грузоперевозок.
«Есть спад в работе и железнодорожного, и автомобильного транспорта, – констатирует Н.Горбель, – общая тенденция на рынке грузоперевозок негативная. Оптимизма маловато. Количество транспортных средств выросло, а количество разрешений осталось на прежнем уровне». На примере собственного предприятия руководитель БАМЭ демонстрирует структуру спада. Коэффициент выпуска машин остался на уровне 0,9 (9 из 10 машин находятся на линии и одна – в ремонте), километраж – тоже прежний (10-11 тысяч км в месяц). В то же время денежная выработка в месяц на одно транспортное средство по сравнению с прошлым годом упала на 15-25%. «Это происходит потому, что уже год-полтора как рынок отрегулировал цены на более низком уровне, – объясняет Н.Горбель. – Поэтому рост выручки можно планировать только за счет экстенсивных мер, но не за счет производительности». В связи с негативом на рынке в БАМЭ отказываются давать прогнозы по выручке на 2013 год. При этом по итогам 2012 года белорусские грузоперевозчики в целом еще демонстрировали рост. За год им удалось увеличить объем своих услуг на 300 млн. долларов, до 1,6 млрд. долларов. Из этой суммы более миллиарда было получено по договорам с нерезидентами. На долю железнодорожного транспорта пришлось 844 млн. долларов, автомобильного — 658 млн. долларов, водного и морского – 77 млн. долларов, воздушного – 16 млн. долларов. Итоговый показатель выручки за 2012 год составил 212 млн. долларов, что равно 13% общего объема оказанных услуг. Источник: bnews.kz |