15 мая 2015 » 09:37

consaltingВ свете последних событий, связанных с полным запретом на поставки в Россию продуктов питания и промышленного оборудования из недружественных стран обострилась ситуация в российском промышленном секторе. Необходимость повышения производительности на производственных предприятиях– задача стратегическая и она должна решаться точечно только специалистами высочайшего уровня, проверенными годами успешной практики, ведь цена ошибки в модернизации производства слишком высока.

Если на каждой операции экономить 1 минуту, то на 1000 операций экономим 2 дня.

В чем суть операционного консалтинга? Основная идея заложена в само название: операционный консалтинг — это консалтинг на уровне простейших операций. Часто (а в условиях работы российских предприятий – всегда) именно в том, как осуществляются эти простейшие операции, кроется большой потенциал для повышения производительности и рентабельности всего предприятия в целом. Специалисты в сфере операционного консалтинга, обязательно учитывают специфику технологической цепочки конкретного предприятия. Но основная сфера их интересов – координация, налаживание оптимального взаимодействия между участниками производственного процесса, ликвидация простоев и необоснованных потерь, логистика, склады, транспорт, продажи, мотивация персонала. Большим преимуществом для руководства предприятий является тот факт, что консультанты могут ставить простые и понятные цели верхнего уровня: повысить рентабельность предприятия на 10%; повысить производительность предприятия на 20% (на тех же мощностях без существенных инвестиций); снизить логистические затраты на 10%; снизить уровень запасов на 25%; оптимизировать систему снабжения с учетом новых условий тендерной системы и т.д.

В начале было слово…», но потом обязательно внедрение

И в случае с операционным консалтингом, уже нет риска, что пачки новеньких, специально разработанных регламентов, подобно стратегиям когда-то, лягут мертвым грузом в нижний ящик стола. Специалисты по операционному консалтингу добьются того, что эти регламенты начнут реально работать. Достигают они это тем, что в течение нескольких месяцев, а в случае сложных проектов и лет, работают бок о бок с персоналом предприятия, ежедневно рассказывая и показывая, как нужно работать по-новому и отслеживая все новые и новые возможности для повышения эффективности. Как показывает практика, эффекты от такого подхода дают о себе знать уже в течение первых месяцев, а итоговые результаты в десятки раз превосходят вложения в операционный консалтинг.

Хорошо зарекомендовал себя этот вид консалтинга и в паре с внедрением ERP–систем: мощная подготовительная работа операционщиков по налаживанию бизнес-процессов позволяет закрепить в будущей информационной системе лучшую практику, что позволяет избежать многих рисков, гарантированно получить эффекты и сократить срок возврата инвестиций. Кроме того, команда операционщиков успешно справляется с ролью независимого эксперта при внедрении ERP, которой так недостает участникам при классическом подходе.

Консультант консультанту — рознь?

К сожалению, в данный момент в России не так много компаний, которые специализируются на этом виде консалтинга. Постепенно их число растет, но квалифицированных специалистов по-прежнему не так много, а время на приобретение необходимой квалификации требуется достаточно продолжительное.

В основе – экономическое обоснование и окупаемость

Еще одним преимуществом операционного консалтинга является то, что возможные эффекты от него можно оценить еще на стадии экспресс-обследования, которое проводится в максимально оперативные сроки. Во время него специалисты проводят на предприятии многочисленные интервью с персоналом различного уровня, анализируют статистику, находят основные резервы для роста, разрабатывают концепцию и предоставляют руководству расчет ожидаемых эффектов. И уже в этот момент, имея на руках все «за» и «против», руководящий орган принимает окончательное решение. Во время него специалисты проводят на предприятии многочисленные интервью с персоналом различного уровня, анализируют статистику, находят основные резервы для роста, разрабатывают концепцию, и предоставляют руководству расчет ожидаемых эффектов. И уже в этот момент, имея на руках все «за» и «против», руководящий орган принимает окончательное решение.

Факторы успеха консалтинга

Не нужно думать, что консультанты придут и все сделают сами («иначе, зачем им платить?»). Суровая правда в том, что консультанты ни в коем случае не подменяют менеджмент и специалистов. Надо помнить, что консультанты приходят на время и из них надо выжать максимум полезного, чтобы потом работать без них. Консультанты – катализаторы изменений, гарант минимизации рисков при интенсивном росте или выходе из кризиса. Их задача – определить оптимальный путь решения задач и поменять мышление руководителей и рядовых сотрудников для работы на новом уровне эффективности. И это уже не мало. Но для реализации решений операционного консалтинга важным фактором успеха является постоянная поддержка действий консультантов со стороны руководства, причем поддержка не только в административной плоскости (издание необходимых приказов, премирование персонала и т.п.), но и с точки зрения выделения рабочего времени. Квалифицированный управленец должен понимать, что доведение любой задачи до успешного завершения будет требовать от него постоянного участия, пусть и минимального по времени. Только когда усилия всех – и руководства, и консультантов, и рядового персонала объединяются, это позволяет достичь существенных результатов.

Вероятно, в ближайшие несколько лет нас ждет также переход на новые условия сотрудничества в сфере бизнес-консалтинга, в которых ответственность за результат выйдет на первый план. Тенденция сначала затронет мелкие и средние компании, а затем распространится и на крупные. В целом, предприятия от этого выиграют, т.к. снизятся риски встречи с «псевдоконсультантами» и вырастут получаемые эффекты. Выжить в меняющемся мире консалтинга смогут только те компании, которые действительно уверенны в качестве оказываемых услуг и готовы будут брать на себя риски, гарантируя результат.

А среди производственных предприятий в лидеры выйдут те, кто раньше других научится привлекать сторонние компетенции, получать новые импульсы в развитии и извлекать из этого выгоду.

 

Управляющий партнёр консалтинговой компании «А ДАН ДЗО» Александр Портнов.