16 апреля 2016 » 10:48

consaltingМногие оптовые компании подумывают о собственном производстве, а кое–кто уже запустил свои линии

.

Бизнесмены пытаются преодолеть последствия массового перехода ретейлеров на прямые поставки от производителей в попытках усилить контроль над ценообразованием.

«Закупка товаров напрямую у производителя гарантирует лучшую цену», — говорят в «АШАН Ритейл Россия». Ретейлер в прошлом году организовал цепочку производства мяса, выступив партнером и гарантируя объем закупок на долгосрочной основе. По данным Северо–Западного дивизиона Х5 (крупнейший ретейлер города), на долю региональных производителей приходится 60% от ассортимента сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

Производителям тоже невыгодно иметь дело с оптовиками. Как отмечают в АФГ «Националь», в свете усиления ценовой конкуренции на рынке лишним посредникам нет места. Что касается производителей молочной продукции, то работа с оптовиками усложняет логистику, отмечают в «Лосево», это приводит к тому, что продукты с коротким сроком годности портятся. Кроме того, дистрибьюторы, как правило, занимаются реализацией продукции нескольких производителей одной категории, за внимание к определенной марке им приходится доплачивать.
Финский производитель Valio больше половины своей продукции реализует напрямую через сети и рестораны: 60% продаж — крупные торговые сети, 5% — рестораны и кафе, и лишь 35% продукции реализуют оптовики (более 60 торговых партнеров–дистрибьюторов).

Пострадали из–за рубля 

Судя по данным Росстата, объем оптовой торговли в 2015 году в России упал на 10%, в Петербурге — на 5,5% в рублях (в сопоставимых ценах с предыдущим периодом). При этом в натуральном выражении падение продаж куда глубже, объем продаж некоторых категорий упал в 2 раза, говорят участники рынка. Сокращение внутрироссийской оптовой торговли, а также импорта в натуральном выражении — последствия стремительной девальвации рубля, отмечают эксперты.

«Ослабление рубля сделало многие российские товары конкурентоспособными на мировом рынке и одновременно осложнило доступ на внутренний рынок зарубежной продукции», — отмечает Мария Любимова, директор по финансовым и социально–экономическим исследованиям MAGRAM Market Research. По ее словам, более всех в этой ситуации пострадал малый и средний бизнес, более половины опрошенных агентством в декабре 2015 года предпринимателей, работающих в сфере оптовых продаж, указали на ухудшение условий ведения бизнеса.

Одними из первых задумались о собственном производстве поставщики продуктов питания, попавших под эмбарго. Ниша пустовала, и продукция была востребована торговыми сетями. Так, например, импортер сыров из Москвы — ООО «Модуль» — переключился на собственное производство и в прошлом году начал строительство завода мощностью 7,2 тыс. т в год в Луге. Объем инвестиций оценивался в 1,5 млрд рублей.
Одного из лидеров дистрибуции и логистики молочной продукции в Петербурге и области — ООО «4Ф» называют конечным бенефициаром от продаж молочной продукции под брендом «Баба Валя», выпуск которой на мощностях ООО «Производственный комбинат «Волотовский» производится с осени 2014 года, после введения в России эмбарго на импорт продуктов.

Импортозамещающую продукцию стали выпускать и в непродовольственном сегменте. Так, петербургская компания «Новые химические технологии», которая более 10 лет занималась оптовыми поставками сырья для бытовой химии, в 2014 году запустила в Ленобласти завод по производству жидких моющих средств стоимостью 250 млн рублей.

СТД «Петрович», который работает не только с розничными покупателями, но и на рынке b2b, в 2015 году открыл свой завод по производству сухих смесей в Петербурге стоимостью 200 млн рублей. Производить смеси самостоятельно оказалось эффективнее, чем налаживать сотрудничество с другими производителями, поясняли ранее в компании.

На замену Китаю 

Количество оптовых компаний, готовых 55 дней ждать оплату за свой товар от розничных сетей, сократилось почти вдвое, оценивают участники рынка.

Пополнение оборотного капитала после повышения банковских ставок стало им недоступно, а зарубежные партнеры все чаще отказывают в товарном кредите. В итоге оптовые компании не могут себе позволить поставлять товар с такой длительной отсрочкой платежа, тем самым срывая контракты с розничными сетями. Чтобы удержаться в бизнесе, компании и открывают собственные производства.

Так, компания «Фабрик», которая поставляла из Китая косметику в региональные розничные сети, построила небольшую фабрику по производству коллагеновых масок стоимостью 5 млн рублей. Производство мощностью 700 тыс. масок в месяц начнет работу в этом году. В будущем компания намерена расширить ассортимент за счет выпуска женской косметики. Производить в России стало дешевле, чем в Китае, отмечают в компании.

«Возможности роста есть всегда, даже в кризис, — считает руководитель компании Владислав Пантюхин. — Чаще всего российскому бизнесу мешают даже не внешние обстоятельства, а более пассивная, чем у наших китайских соседей, позиция».

Стоять на своем

Однако, несмотря на проблемы, на рынке остаются ниши, где посредники играют важную роль. Например, если в категории безалкогольных напитков доля поставок без участия посредников достигает 90%, то в категории алкогольных напитков и импортной плодоовощной продукции доля поставок через дистрибьюторов и оптовых поставщиков может достигать половины от общего объема, приводят данные в ГК «Дикси».

«Основной минус работы через оптовика — это увеличение цены продукта для конечного потребителя на наценку дистрибьютора, — говорит Мария Капник, руководитель отдела продаж завода «Новые химические технологии». — С другой стороны, бывает, что и при работе напрямую сеть ставит очень высокую наценку, что приводит к высокой цене продукта на полке». Она отмечает, что с дистрибьютором работать удобнее, если у торговой сети–партнера нет распределительного центра, иначе серьезно увеличиваются расходы на логистику.

Как говорят сами дистрибьюторы, Россия пойдет по пути зарубежного рынка, где все дистрибьюторы с течением времени превратились в крупных логистических операторов.