23 июня 2015

china_trainБюллетень (№ 28) о состоянии рынка железнодорожных перевозок РФ в мае 2015 года от Brunswick Rail.

Грузовые перевозки на сети РЖД 

В мае 2015г. объем погрузки составил 99,9 млн т (-3,3 млн т (-3,2%) к маю 2014г.), грузооборот без учета пробега вагонов в порожнем состоянии ― 172,1 млрд т-км (-0,1% или -0,2 млрд т-км).

Уголь. В мае 2015г. перевезено 25,8 млн т угля (+4,5% по сравнению c маем 2014г.), грузооборот составил 71,2 млрд т-км (-1,5% к маю 2014г.). Рост объемов погрузки угля стал результатом преимущественно наращивания производства угля, а также развития угольных месторождений и сохранения спроса со стороны других стран, в частности, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Цены на уголь в мае 2015г. были на уровне $58 за тонну – уменьшившись на $16,6 по сравнению с маем 2014г.

Нефть и нефтепродукты. В мае 2015г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов, исключая сжиженный углеводородный газ, составил 17,3 млн т (-16,9%), грузооборот – 25,7 млрд т-км (-3,0%).
Объем добычи нефти с газовым конденсатом в РФ в январе-мае 2015 года вырос на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 219,9 миллиона тонн (согласно данным ЦДУ ТЭК).
Цены на нефть марки Brent находились на уровне $64,9 за баррель – на 41% меньше, чем в мае 2014г. и на 2,8% ниже чем в апреле 2015г.

Сжиженный углеводородный газ. В мае 2015г. объем перевозок СУГ составил 3,0 млн т (+20,5%), грузооборот ― 7,5 млрд т-км (+27,8%).

Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в мае 2015г. составил 14,0 млн т (-15,7%), грузооборот – 9,1 млрд т-км (-11,5%). Снижение объемов погрузки связано с завершением строительства крупных инфраструктурных проектов, а также со спадом в российской экономике.

Черные металлы. В мае 2015г. объем перевозок черных металлов составил 6,0 млн т (без изменений), грузооборот – 9,6 млрд т-км (+6,6%).
Цены на сталь находились на уровне $370 за тонну, уменьшившись на 31% по сравнению с маем 2014г.

Железная руда. В мае 2015г. объем перевозок железной руды составил 8,9 млн т (-2,2%), грузооборот – 9,5 млрд т-км (-8,2%).
Цены на руду составили $61,9 за тонну, что в 1,5 раза меньше показателей мая 2014г. Относительно апреля 2015г. цены поднялись на 10%.

Лом. В мае 2015г. объем перевозок лома составил 1,3 млн т (-13,3%), грузооборот – 1,1 млрд т-км (-21,8%).

Цветные металлы, руды и концентраты. В мае 2015г. объем погрузки цветных металлов составил 1,9 млн т (+11,8%), грузооборот – 3,1 млрд т-км (+3,5%).
Цены на медь находились на уровне $6 013 за тонну, уменьшившись на 13% по сравнению с аналогичным показателем мая прошлого года.

Зерновые культуры. В мае 2015г. объем перевозок зерновых культур составил 1,0 млн т (-9,1%), грузооборот – 1,8 млрд т-км (-8,0%). Цены на зерно в мае 2015г. находились на уровне $190 за тонну, уменьшившись на 8,7% по сравнению с маем 2014г.

Удобрения. В мае 2015г. погрузка удобрений составила 4,2 млн т (+5,0%), грузооборот – 6,6 млрд т-км (+5,3%). Цена на диаммоний фосфата составила $450 за тонну, что на 20% ниже цены мая прошлого года.

Примечание: данные по ценам на грузы предоставлены сервисом Bloomberg. 

Производство подвижного состава на «пространстве 1520» 

В мае 2015г. заводами СНГ было произведено 2,0 тыс. вагонов, что в 2,8 раза ниже показателей мая 2014г. Российские заводы произвели 1,9 тыс. вагонов, что в 2,6 раза меньше, чем в мае прошлого года. Украинскими заводами построено 78 вагонов, что в 6,8 раза меньше, чем в мае 2014г. Цены на полувагоны, платформы, хопперы и нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $32 000 — $52 000 за ед.

Полувагоны. В мае 2015г. построено около 1,3 тыс. полувагонов, что почти в два раза меньше, чем было произведено в мае 2014г. Цены на полувагоны находились в диапазоне $32 000 — $36 000 за ед.

Нефтебензиновые цистерны. В мае 2015г. произведено 124 нефтяные цистерны (в 3,8 раза меньше, чем в мае 2014г.).
Цены на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $37 000 — $43 000 за ед.

Хопперы. В мае 2015г. построено 225 вагонов-хопперов (в 5,1 раза меньше, чем в мае 2014г.). Из них около 60% – хопперы-зерновозы, 14% — минераловозы, остальные 26% — прочие хопперы. Цены на хопперы-зерновозы находились в диапазоне $38 000 — $42 000 за ед., цены на минераловозы находились в диапазоне $38 000 — $42 000 за ед., цены на цементовозы были на уровне $36 000 – $40 000 за ед.

Крытые вагоны. В мае 2015г. построено 78 крытых вагонов (в 8 раз меньше, чем в мае 2014г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $41 000 — $49 000 за ед.

Платформы. В мае 2015г. построено 64 фитинговые платформы, что в 7,6 раза меньше показателей мая 2014г. Кроме того, было произведено 86 универсальных платформ, что в 3,6 раза меньше, чем в мае 2014г. Цены на разные типы платформ в мае 2015г. находились в диапазоне $34 000 — $40 000 за ед.

Российский рынок подвижного состава 

В мае текущего года ставки на полувагоны в рублевом выражении составили 350-400 рублей в сутки, что в долларовом выражении эквивалентно $7-$8 в сутки. Суточные ставки на крытые вагоны в мае 2015г. были на уровне $12-$20 (600-1000 рублей). Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы находились на уровне $12-20 (600-1000 рублей). Ставки на хопперы-зерновозы составили $14-16 (700-800 рублей) в сутки. Ставки на минераловозы и цементовозы составили $12-16 (600-800 рублей) в сутки. Суточные ставки на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $10-$16 (500-800 рублей). Ставки на газовые цистерны находились на уровне $17-27 в сутки.

При расчетах использовался курс 50.5 рублей за 1 доллар США. Стоит отметить, что в последние месяцы 2014г. произошло значительное ослабление рубля к доллару США – обесценение с конца сентября 2014г. до конца января 2015г. составило около 75%, обесценение с начала прошлого года до конца января 2015г. – более 100%.
В течение мая 2015г. рубль укреплялся до минимальных значений в течение 2015г. (49-50 рублей за единицу), но в конце месяца наблюдалось обесценение до 52-53 рублей за 1 доллар США.

Состояние текущего российского парка грузовых вагонов 

В мае 2015г. парк незадействованных вагонов увеличился до 281 тыс. ед., что составляет около 23% общего парка. По оценкам экспертов Brunswick Rail, реальный профицит вагонов в мае 2015г. не изменился по отношению к апрелю 2015г. и составил около 110-120 тыс. ед.

Коэффициент порожнего пробега увеличился по отношению к апрелю и составил 77% в мае 2015г.

 

Источник:  Brunswick Rail