18 апреля 2014 » 10:45

logist_optimization

Наиболее приоритетной задачей для компании в период экономического кризиса является снижение себестоимости продукции за счет уменьшения логистических издержек. Одним из возможных мероприятий по сокращению транспортных расходов может стать консолидация отправок.

Наиболее приоритетной задачей для компании в период экономического кризиса является снижение себестоимости продукции за счет уменьшения логистических издержек. Одним из возможных мероприятий по сокращению транспортных расходов может стать консолидация отправок. Такой вариант следует рассматривать, когда параметры грузопотока делают экономически нецелесообразной перевозку отдельным транспортным средством или контейнером. Рассмотрим, в каких случаях она оправданна.

Управление сроками поставок при консолидации грузов

Очень важным на сегодняшний день параметром эффективности логистической цепи, значительно влияющим на уровень сервиса является срок поставки товара. При отправке генеральной партии груза транзитное время минимально. Например, время в пути из Лондона в Санкт-Петербург отдельного грузовика составляет 7-8 дней, а сборного — порядка 2-3 недели. Транзитное время сокращается за счет исключения таких процедур, как подбор груза у разных грузоотправителей, консолидация транспортных партий, сортировка и перегрузка в транзитных хабах.

Поскольку при объединении отправок увеличиваются время накопления груза, длительность таможенного оформления на границе РФ, важно тщательно контролировать исполнение сроков поставок при изменении их частоты. Каждую номенклатурную позицию в планируемой поставке нужно рассматривать в разрезе сроков с целью выполнения обязательств перед покупателем.

При наличии в партии срочного груза следует оценить целесообразность отправки различными видами транспорта. Например, срочные номенклатурные позиции стоит отправлять самолетом по принципу ASAP (as soon as possible — так быстро, насколько возможно), стандартные можно придержать на складе поставщика до формирования отдельной машины.

Для удовлетворения потребностей клиентов и обеспечения бесперебойной доставки товаров, возможно, придется увеличить объем запасов товаров на дистрибьюторском складе. Эти дополнительные затраты на хранение нужно обязательно учитывать при оценке целесообразности консолидации грузов, а также следует рассчитывать разность между тем экономическим эффектом, который можно получить от консолидации, и дополнительными затратами для обеспечения должного уровня сервиса и реализации принципа Just in time (точно в срок).

Возможные проблемы при консолидации

При консолидации отправок следует быть готовым к ряду затруднений и появлению дополнительных временных и финансовых затрат.

Увеличение трудозатрат таможенного брокера на оформление таможенных деклараций в связи с большим количеством номенклатурных позиций в инвойсах. Это может привести к простою груза на СВХ, дополнительным затратам на хранение, необходимости оплаты сверхурочной работы таможенного декларанта.

Решением проблемы может стать заблаговременная подготовка документов для таможенных органов. Для этого при отправке груза от поставщика необходимо затребовать у него отгрузочные документы в электронном виде и начать оформление документов, когда груз еще находится в пути.

Кроме того, можно внедрить систему предварительного декларирования товара, когда грузовая таможенная декларация подается до момента фактического прибытия товара на таможенную территорию РФ. При предварительном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов. [Таможенный кодекс РФ от 25 апреля 2003 г., ст. 130].

Большая загрузка склада. Увеличение объема поставляемых партий груза может привести к затруднению переработки груза на складах с небольшим товарооборотом. Может обнаружиться дефицит емкости склада, трудовых ресурсов, отсутствие необходимого количества погрузочно-разгрузочных средств.

Для решения подобных проблем рекомендуются следующие действия:

  1. Вывоз груза с СВХ осуществлять несколькими партиями с интервалом 1-2 дня. За этот период склад успевает выгрузить и переработать небольшие партии и подготовиться для переработки оставшегося груза.
  2. Установить стеллажи для паллетного хранения груза (в случае, когда в одной паллете находится большое количество номенклатурных позиций). Это позволит поместить товар по прибытии на стеллажах и постепенно распределять его по полкам.

Консолидация грузов на транзитных складах

Необходимо отметить, что не всегда поставщик готов складировать грузы и ждать их накопления, так как он может располагать ограниченным складским пространством или вовсе не иметь склада. В таком случае следует обратиться к провайдеру транспортно-складских услуг. Возможно, экономически выгодно окажется консолидировать груз на складе перевозчика. Ставки на хранение груза, как правило, сопоставимы с экономией на перевозку.

Такая схема достаточно эффективна также при наличии нескольких поставщиков в одной стране. Груз по мере готовности привозится на транзитный склад и дожидается там следующей партии от другого поставщика, далее консолидируется и транспортируется одной партией.

При неравномерном объеме перевозок необходимо принимать решение о схеме транспортировки каждой отправки, оценивать срочность каждой отдельной номенклатурной позиции в поставке. В данном случае еще раз необходимо подчеркнуть важность своевременного получения информации от поставщика, иначе груз по готовности будет отправлен стандартным, привычным для поставщика способом, что лишит получателя возможности опе¬ративно реагировать и управлять процессом поставки.

Преимущество консолидации

Главное преимущество консолидации заключается в том, что чем больше вес груза, тем дешевле обходится доставка единицы груза. Самая низкая стоимость перевозки будет у груза, занимающего весь полезный объем кузова фуры, пе превышая его грузоподъемности. При оценке целесообразности консолидации важно определить оптимальное соотношение параметров грузопотока. Оптимальными параметры потока становятся тогда, когда разность между экономией средств и дополнительными затратами будет максимальна при обеспечении должного уровня сервиса.

В современных условиях консолидация грузопотоков становится достаточно востребованной функцией. Она целесообразна, если:

  • компания имеет большое количество поставщиков в разных странах, которые производят различное оборудование с разными сроками поставки под один проект. Можно объединять грузопотоки на транзитном складе и осуществлять основную перевозку единой партией;
  • компания осуществляет регулярные поставки грузов небольшого объема и при этом имеет склад по прибытии, который позволяет нивелировать неравномерность грузопотока за счет поддержания уровня запасов.

Анна Молодцова, эксперт журнала