6 августа 2015

kanbanПроцесс бережливого производства : о методе управления разработки программного обеспечения.

Канбан — средство коммуникации при организации производства по системе «точно вовремя» и при управлении запасами, разработанная на Toyota Тайити Оно. Канбан, или бирки, прикрепляются к определенной таре с деталями на производственной линии для сигнализации о доставке требуемого количества деталей. Когда все детали использованы, все та же бирка возвращается обратно вместе с тарой, превращаясь в заказ на поставку очередной партии деталей.

 

Система «канбан» — это лишь одна из составляющих полностью интегрированной системы всеобщего контроля качества (TQC), и ее нельзя вложить в производственный процесс в отрыве oт остальных составляющих TQC.

 

Виды системы производственной логистики «Канбан»

Тарный канбан

Представляет собой единицу тары, на которой находится бирка «канбан». Бирка «канбан» на контейнере закреплена жёстко и содержит следующую информацию:

  • наименование детали;
  • номер детали;
  • количество деталей;
  • адрес получателя детали;
  • адрес отправителя детали

 

Система тарного канбана осуществляется следующим образом: по мере окончания деталей в первом тарном канбане оператор убирает его с рабочего места на нижний ярус стеллажа (нижний ярус стеллажа является местом для складирования заказов оператора и получением заказов транспортировщиком) и работает из второго. Транспортировщик забирает порожнюю тару и, поскольку к таре прикреплен канбан, осуществляется обратная связь между оператором и кладовщиком через транспортировщика для заказа материалов.

Тарный канбан имеет недостаток — требуется дополнительное количество тары на каждую единицу детали или комплектующие при создании склада.

 

Карточный канбан

Представляет собой карточку, имеющую:

 

  • цвет карточки;
  • адрес отправителя детали;
  • наименование детали, номер детали, количество деталей или узлов, необходимое для поставки по адресу получателя;
  • адрес получателя детали.

Один из вариантов цветовой гаммы:

 

  • Синий — производственный канбан (между производственной линией и зоной выдачи);
  • Красный — складской канбан (между складом и зоной выдачи);
  • Зелёный — межцеховой канбан (между цехами, производствами, заводами и так далее).

Программный канбан

 

Одна из разновидностей управления разработкой программного обеспечения. Перспективный вариант для аутсорсинговых компаний и фрилансеров, работающих с большим количеством заказов. Технология работает по тому же принципу, что и карточный канбан, но при помощи специального программного обеспечения.

 

Сегодня, в условиях глобального развития мировой экономики систему «Канбан» используют компании, фирмы и предприятия Америки, Азии и Европы.

 

Например, в Японии данную систему используют все известные автоцентры и фирмы, сотрудничающие с ними. Анализ деятельности компаний, использующих логистическую систему «Канбан» показал, что производственные запасы в среднем снижаются на 50 %, готовой продукции на 80 %, производительность труда повышается на 20 – 50 %.

 

Наиболее показательным примером является фирма «Ауди» (Audi). Помимо значительного сокращения производственных запасов, здесь также уменьшилась потребность в складских площадях на 80 %, а затраты на погрузочно-разгрузочные операции – на 15 %.  Поэтому достижения предприятий, применяющих логистическую концепцию в своей производственно-хозяйственной деятельности, особенно в рыночных условиях, весьма ощутимы.

 

В конце 90-х гг. ХХ в. Ванкуверское подразделение компании Хьюлетт-Паккард (Hewlett-Packard), специализирующееся на производстве принтеров, благодаря внедрению японской системы производственной логистики «Канбан» в течение года было преобразовано в предприятие с минимальными запасами (запасы уменьшились с 3,5 до 0,9 месяца) и значительно сокращенным производственным циклом.

 

Но всё же наиболее ощутимым результатом является деятельность автомобильных компаний Японии.Например, при годовом выпуске 11 млн автомобилей японские фирмы имеют общий запас узлов, материалов и деталей стоимостью 800 млн долларов, в то время как автомобильная промышленность США – 8,5 млрд долларов. Запасы деталей на каждый выпускаемый автомобиль американских фирм достигают 500, а у японской «Тойоты» – всего лишь 77 долларов.

 

Представленные в табл. соотношения натуральных показателей на автомобильных заводах, использующих традиционные методы организации производства («Дженерал Моторс») и логистическую концепцию «точно в срок» («Тойота»), наглядно иллюстрируют преимущества нового логистического подхода. (таблица 1)

kanban_shema

 

таблица 1