Разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков материальных потоков повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов.
Этапы выбора поставщика:
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом можно использовать следующие методы:
– объявление конкурса (тендера): проводится, если предусматривается закупить сырье, материалы, комплектующие на крупную денежную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком или потребителем;
– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;
– посещение выставок и ярмарок;
– переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
После того, как у вас сформировался список потенциальных поставщиков, проводится следующая работа:
2. Анализ потенциальных поставщиков. Критерии оценки и выбора генераторов материальных потоков зависят от требований потребительской логистической системы и могут быть различными. Предприятие определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности. Рекомендованные показатели для выбора поставщика отображены на рисунке 1.
рис.1
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по установлению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
Некоторые предприятия проводят анализ деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться в том, что они продолжают предоставлять удовлетворительные услуги. Преимущественно это выполняется как субъективный анализ, однако предприятие может также прибегать и к более сложным показателям, количественно измеряя аспект деятельности поставщиков.
где n – количество показателей оценки рейтинга поставщика;
ki – значимость показателя;
сi – бальная оценка величины показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.
Необходимо отметить, что данный показатель является лишь вспомогательной информацией для лица или лиц, которые принимают решение о выборе поставщиков.
4. Развитие поставщика.
Ещё одна немаловажная ступень взаимоотношений с поставщиками — это развитие поставщика, т.е. интеграция его в систему своих интересов. Это значит, что вы выявляете некоторые позиции поставщика, по которым нужно достигнуть улучшений на данный момент или в ближайшем будущем для улучшения взаимного сотрудничества.